Эдуард Шайхуллин: «Нам важна ваша поддержка»

  • Редакция Октябрьского портала OKTLIFE.RU
  • Среда, 30 мая 2012 г.
Эдуард Шайхуллин: «Нам важна ваша поддержка»

Мы встретились с главным тренером спидвейного клуба «Октябрьский» накануне острейшего поединка команды с гонщиками из Владивостока.

Сложно описать, как много этот вид спорта значит для города. Когда-то спидвей был чуть ли не национальной гордостью Октябрьского, но и сейчас после больших трудностей и развала команды «Лукойл», мотогонщиков новой команды «Октябрьский» приходят поддерживать тысячи горожан.

На стадионе – родной запах гаревой дорожки и рев моторов. На трибунах, несмотря на будний день, сидят поклонники спидвея и наблюдают за тренировочными заездами. Спортсмены тренируются в режиме нон-стоп, возвращаясь с трека, они принимаются за работу над своими «железными конями». Тренер Эдуард Шайхуллин раздает указания, отвечает на телефонные звонки и выводит спортсменов на трек, – выхватить его на разговор было довольно сложно.

– Эдуард, я так понимаю, идут последние приготовления перед гонкой с «Востоком». Что вы можете рассказать о сопернике?

– Многие годы в Чемпионате России лидировала команда «Лукойл», занимала либо вторые, либо первые места. Остальные команды боролись за третье место. Так получилось, что я перешел в 2006 году во Владивосток, который в принципе для «Лукойла» никогда не был сильным соперником. У себя дома порой показывали зубки, но в основном их разносили в клочья.

Перейдя в команду Владивостока, я удивился другой атмосфере, отношению к гонкам. Я не привык проигрывать. Мы приехали со сборов из Даугавпилса и должны достойно выступить! И так мы выигрываем одну гонку с восемью очками, выиграем следующую гонку. А в конце сезона команда уверенно занимает третье место. В 2007 году команда также стала бронзовым призером, потом без меня – серебряным. Я перешел в команду Салавата, там попробовал изменить атмосферу, но не хватило одного года – прекратилось финансирование. За то время, пока я был во Владивостоке и в Салавате, в 2009 году команда «Лукойл» прекратила свое существование.

– Как уход «Лукойла» отразился на чемпионате?

– Стало очень мало команд, в 2009 году Салават также не заявился из-за денег. Остались Тольятти, Балаково, Владивосток, чемпионат стал неинтересным. Еще один минус – очень малое количество гонок, что важно для спортсменов, для поддержания формы.

В 2009 году и мне, спортсмену со сломанной шеей, места в командах не хватило. С 2004 года я езжу с травмой, которую врачи называют несовместимой с жизнью.

– Как вы пришли к идее возрождения команды?

– В 2009 году я встретил своего бывшего шефа, тренера Равиля Гатиятова и спросил о гонках памяти Рината Марданшина. Он сказал, что мемориала не будет.

Я вырос на примере Рината, получилось так, что в его последнем заезде на Украине мы ехали вместе. Вместе упали, у меня обошлось все травмой ключицы.

Я подумал: «Разве невозможно провести одну гонку в сезоне, неужели город не соберет денег?»

Два года я участвовал в польском чемпионате, в качестве легионера, и восемь лет был в составе сборной России, ездил по всему миру, видел, как там организация проходит. Почитал о спортивном маркетинге. И даже денег ни у кого не просил, предложил разместить логотипы компаний рядом с гонщиками. На самих гонках я увидел, что людям это небезразлично и нужно. Это традиция и сюда приходят люди, которые когда-то приходили болеть за меня. Так я пришел к решению возродить команду.

– Как собирали новый состав?

– Собирал команду по остаточному принципу, кому места не хватило в составе сильных команд. По сути, я дал им второй шанс. Кто-то за два года не использовал этот шанс и уже не попадает в основной состав.

– Что было сделано за эти два года?

– За два года мы добились финансирования из республиканского бюджета, такого не было в истории. Но с деньгами все еще дефицит, помочь не могут, разводят руками.

Пока постоянного спонсора не нашлось, мы начали сотрудничество с благотворительным фондом «Урал». Им по силам тянуть мотоспорт, они добавили немного денег, чтобы вернуть наших домашних гонщиков, к примеру, Дениса Гизатуллина. И в дальнейшем будут помогать, если сезон будет результативным.

– Кто-то успел раскрыться за эти два года?

– Иван Симиков на прошлой гонке, в финале личного первенства среди юниоров приятно удивил. Не имея наката, смог показать отличный результат (Иван едва не занял третье место, - прим. И. С.). Мальчишка настырный, бесстрашный – что не очень хорошо, конечно.

– У вас еще и юниоры занимаются сейчас?

– Да, у нас есть группа подготовки, это необходимо, потому что в команде два обязательных юниора должны быть, один запасной. Когда им исполнится 22 года, они переходят к четырем взрослым спортсменам. У них есть возможность с 16 до 21 года научиться так ездить, чтобы потом кому-то пришлось подвинуться.

Группа подготовки возникла в прошлом году за счет субсидий. На эти деньги я первым платежом проплатил мягкий защитный борт и детские мотоциклы. А в этом году команда дебютировала в Чемпионате Республики Башкортостан по мотокроссу. Мотокросс, я считаю, – это начало всего. В юном возрасте мальчишкам не справиться с таким мотоциклом, до 10 лет они ездят на мотокроссовой трассе. Катаются по трассе в парке, здесь помогают – так мы трудолюбие развиваем.

– Сколько времени нужно, чтобы вновь вывести команду в фавориты?

– В один год трудно команду вывести в фавориты, потому что очень многое зависит от мальчишек-юниоров. Насколько они будут готовы заменить своих взрослых напарников.

– Вы поддерживаете отношения со своими бывшими одноклубниками? Кто где сейчас?

– Да, конечно, у меня со всеми прекрасные отношения. Денис Гизатуллин вернулся, он вырос на моих глазах. Ренат Гафуров сейчас во Владивостоке, но пока что мы финансово не потянем гонщика такого уровня.

– То есть в четверг он выступит против октябрьской команды?

– Да. Они выросли вместе – Гизатуллин и Гафуров, а теперь в рекламе подчеркивается их скорое противостояние. Будет интересно.

– Существуют ли какие-то суеверия перед стартом?

– Да. Я могу с уверенностью сказать, что мало кто из гонщиков даст померить что-то из своей экипировки – перчатки, шлем. Не принято надевать что-то новое перед стартом, а если придется, то гонщик предварительно символически изваляется на треке. Я не брился перед стартом.

– Какие соревнования примет в этом сезоне Октябрьский?

– Запланировано девять мероприятий, для октябрьских болельщиков сезон будет насыщенным. Я хотел бы выразил огромную благодарность болельщикам за поддержку команды, несмотря на то, что она пока еще в стадии возрождения. Кто-то говорит: что смотреть, они все равно проиграют. Нам очень важны болельщики, их поддержка, их билеты – это фонд клуба, вознаграждение спортсменов (из бюджета делать не можем) и их настрой.

Напоминаем, что завтра, 31 мая, в 19.00 на стадионе «Нефтяник» состоится командный Чемпионат России по спидвею. Соперниками мотогонщиков города Октябрьского станут гонщики команды «Восток» (г. Владивосток).

Фото: Л. Калентьев.