И вновь – итальянцы в России

  • Четверг, 12 февраля 2015 г.
И вновь – итальянцы в России

Встречать гостей – итальянских музыкантов, художников становится для нашего города приятной традицией. Вечер понедельника – не исключение.

Двадцать первый век стал особенно благодатной временной «площадкой» для исполнения старинной музыки. Можно предположить, что для столь высокого интереса музыкантов и публики к этому пласту мировой музыкальной культуры имеются причины – здесь и ежедневные стрессы, и стремительный образ жизни: хочется чего-то динамичного, эмоционального, но в то же время светлого, интересного, глубокого, но не депрессивного, скорее возвышенного. Таковой является музыка эпохи Барокко.

Во многих странах, включая творческие лаборатории ведущих музыкальных вузов нашей страны, развивается эстетика аутентичного, то есть приближенного к оригиналу XVII-XVIII веков, исполнительства. Это вызвало необходимость выпуска забытых музыкальных инструментов, возвращение старых конструкций и материалов, пересмотра манеры игры, возрождения старинных вокальных традиций, особенно касающихся мужского пения – искусства контратеноров. Да-да, все в мире развивается по спирали!

Страна-пионер в исполнительстве барочной музыки, разумеется, – Италия. Гости именно из этой замечательной страны приехали к нам с проектом «Вечер итальянского барокко». Проект совместный – в нем также приняли участие камерный оркестр среднего специального музыкального колледжа (г. Уфа) «Уфимская камерата» под управлением Владислава Самойлова и хор Башкирского театра оперы и балета.

Программа включала творения двух величайших композиторов итальянского барокко – «Концерт № 4 Ля-мажор» для оркестра и цифрованного баса, «Gloria» для солистов, хора, оркестра и цифрованного баса Антонио Вивальди и «Stabat Mater» для солистов, хора, оркестра и цифрованного баса Джованни Баттиста Перголези.

«Gloria» (в переводе с латинского «Слава») Вивальди состоит из двенадцати номеров, образующих самостоятельный музыкальный цикл. Первые семь раскрывают образы беспредельного ликования, прославления мира на земле и в сердцах людей. Номера 8 и 9, где говорится о страданиях Христа-человека, погружает слушателя в трагические события, но десятый номер возвращает торжественные настроения и логически переходит в одиннадцатый, где звучит музыка начала этого цикла и все выливается в грандиозный финальный хор.

«Stabat Mater» Перголези – результат длительной уединенной работы композитора, его позднее сочинение, написанное во время развития тяжелой болезни, когда Джованни Баттиста обратился к духовной музыке. Переводится как «Мать скорбящая стояла» и повествует о тех библейских моментах, когда Дева Мария предстояла возле своего Сына. «Stabat Mater» состоит из двенадцати частей, причем сольные и дуэтные, медленные и более быстрые чередуются. Характер этого вокального цикла трогательный, лирико-драматический и очень возвышенный.

Оба произведения, что называется, – «шлягеры» академической музыки. Браться исполнять их с коллегами из Италии – Валентиной Пеннино (сопрано), Беатриче Амато (контральто) и хором Академии музыки им. Энрико Карузо, где свято чтят традиции этой музыки, – весьма ответственное дело.

Итальянские вокалистки, воспитанные на этой музыке, разумеется – чувствовали себя в барокко как «рыба в воде», чувство стиля здесь было безупречным. Художественный руководитель и дирижер оркестра Владислав Самойлов постарался передать особенности барочной образности и штриха, жест его был точен и без вычурности, а юным музыкантам участие в такой программе стало хорошей возможностью не только познакомиться, но и приобрести опыт игры такой непростой музыки. Он им еще пригодится в творческой жизни.

Несмотря на будний день и начало недели зал концерт вызвал аншлаг, а что особенно приятно – было немало детишек!

Фото: Леонид Калентьев. 

Просмотров: 1969 (с 10.02.2015 19:04:46)