Rock-Symphony – движение вперед!

  • Воскресенье, 5 октября 2014 г.
Rock-Symphony – движение вперед!

Любители рока и классики сошлись в одном месте 3 октября.

Пятничным вечером в концертном зале Октябрьского музыкального колледжа «яблоку было негде упасть». Собрались почитатели старого хорошего рока, молодые люди и завсегдатаи концертов академической музыки. 

Такое неординарное событие произошло по воле интересной затеи художественного руководителя и дирижера оркестра Башкирского Государственного театра оперы и балета Валерия Платонова, заслуженного деятеля искусств России, народного артиста Башкортостана, лауреата Национальной театральной премии «Золотая Маска».

Программа состояла из двух отделений. В первом прозвучала «Pink Floyd-Cюита», а во втором еще одна сюита – «Jesus Christ Superstar» Эндрю-Ллойд Уэббера-Валентина Барыкина. Получился очень мощный по энергетике, необычный, местами с юморком, динамичный концерт.

Для республики, нашего города это было что-то новенькое. Но точно пришлось по вкусу зрителю. Артистов долго не хотели отпускать со сцены, даже пришлось играть на «бис» мелодию из популярного кинофильма.

На концертных подмостках – семейная династия отца и сына Платоновых, и никто другой лучше, чем мама-музыковед не расскажет о том, что в тот вечер они представили октябрьским слушателям. Мы попросили дать небольшое интервью преподавателя УГАИ им. З.Исмагилова, профессора, заведующую кафедрой истории музыки, кандидата искусствоведения, члена Союза Композиторов РФ и РБ, заслуженного деятеля искусств РФ и РБ Светлану Михайловну Платонову.

– Расскажите историю создания сюиты Уэббера-Барыкина «Иисус Христос – суперзвезда»?

– В Екатеринбурге есть очень хороший симфонический оркестр, один из сильнейших в России, там дирижер попросил свердловского же достаточно молодого композитора Валентина Барыкина сделать кроссовер. Создатель, зная очень хорошо музыку рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», написал сюиту из одиннадцати частей по памяти, не имея партитуры оригинала. Он отразил в этой партитуре все образы, которые существуют в первоисточнике, добавил свое впечатление, включил то, чего нет у Уэббера – саксофон, солирующий в двух номерах, и фортепиано, солирующее в одном номере. Остальное же – полный симфонический оркестр с большим количеством ударных, с разнообразными функциями различных партий струнных, духовых. Здесь и флейта, и кларнет, и фагот в роли соло.

– Когда было создано произведение, когда состоялась премьера и где? Публика каких городов имела счастье услышать эту сюиту?

– Я точно не скажу, когда было исполнено в Екатеринбурге, видимо они сыграли сразу, когда композитор написал. В Перми это звучало впервые в 2008, есть видеозапись этого исполнения, тогда на то исполнение приезжал сам Барыкин. Потом там же оно еще повторялось.

Когда Валерий Игнатьевич Платонов был назначен весной этого года художественным руководителем уфимского театра оперы и балета, он предложил эту программу. Ему хотелось объединить любителей музыки разных жанров – мюзикла (рок-опера), джаза и симфонической музыки. Перед башкирским зрителем программа впервые была исполнена в Уфимском училище искусств 26 сентября, можно сказать только что.

– Каково Ваше профессиональное музыковедческое мнение об этой программе?

– Эта программа задумана очень мудро. Профессиональные академические жанры сейчас существуют в таком положении, что к ним приходится специально привлекать молодежь. Могу привести пример.

Дирижер сегодняшнего концерта был специально приглашен с пермским оркестром и балетом во Францию, чтобы приобщить французскую молодежь к балету. Они создали государственную программу, министерство культуры Франции назначило регион, который войдет в эту программу. И к показу балета «Жизель» была проведена полугодичная подготовка, включающая в себя все сферы – от изучения содержания, особенностей балетного жанра, до изучения музыкальных инструментов и многого другого. Собрались на этот спектакль, проходивший в концертном зале наподобие стадиона, до семи тысяч школьников.

Вначале Валерий Игнатьевич слышал шум, шорохи, ведь сидели дети, но как поднял палочку, все резко затихли. И так, подготовленные заранее, смотрели завороженно весь балет. Даже казалось, что они не дышат! Примерно такую же задачу пора ставить и здесь. Возможно, через эту программу приобщились к серьезной музыке и те, кто на симфонический оркестр вообще не ходит.

– Расскажите теперь о первом отделении, сюите «Пинк Флойд»?

– В таком виде ее никто нигде не исполнял, это совместная работа отца и сына Платоновых, то есть моего мужа и сына. В личных библиотеках, особенно в Санкт-Петербурге, хранится много нот эпизодов, частично вошедших в эту сюиту.

Сын Андрей, студент пятого курса УГАИ (класс И. Хисамутдинова), все изучил, составил драматургическую линию, написал связующие фрагменты, добавил два целых номера – интерлюдии на темы «Пинк Флойд». Новаторство этой сюиты в том, что применяется живой компьютерный звук. То есть симфонический оркестр работает с живым исполнителем на компьютере, перед ним находится миди-клавиатура, подключенная к компьютеру, где происходит регулировка звучности, тембров, эффектов, создающих интереснейшие ощущения, некоторые из них заимствованы из оригинала.

Это создает благоприятное отношение знатоков и любителей психоделического рока к этому прочтению, а те, кто не знает этой музыки, может услышать свое, заинтересоваться творчеством группы. Здесь использована совместная работа нескольких композиторов, сделанная в различное время.

– Знаю, что в образовательную программу на музыкальных факультетах Сорбонны включено как обязательное еще и изучение джаза, рока, даже некоторых клубных направлений. Ваше мнение, не стоит ли подобное ввести и в России?

– Разумеется, да! Даже мой сын, хоть и учится на композиторском факультете, увлекается созданием музыки на компьютере, связывается с зарубежными коллегами, выкладывает в Интернет, и там это все хорошо принимается, поступают заказы. Был у него и опыт диджейства, нравится импровизация.

Как-то Андрей выступал на радио «Спутник FM», и его оценил ведущий, сказав, что здесь уникальный случай, когда прямо в эфире совсем еще молоденький DJ сводит треки, даже тонально продумывает, чтобы была какая-то интересная линия.

То есть это все действительно нужно, и будет востребовано. 

Фото: Леонид Калентьев.

Просмотров: 2274 (с 05.10.2014 16:35:06)