В дар городу – от Никогосяна

  • Редакция Октябрьского портала OKTLIFE.RU
  • Четверг, 26 января 2017 г.
В дар городу – от Никогосяна

Николай Багратович Никогосян, создатель самого главного памятника Октябрьского – памятника Ленину – передал в дар городу еще один уникальный подарок.

Церемония передачи одной из значимых работ художника и скульптора и лекция о нем состоялась 25 января в стенах историко-краеведческого музея имени Шокурова.

– 2017 год мы начинаем с удивительного мероприятия – творческой встречи с педагогом-организатором Дворца детского и юношеского творчества, почетным работников общего образования РФ Ильясовой Назибой Фидаилевной, – рассказывает директор музея Ирина Медведева, – Она пришла не просто с лекцией, но и с удивительным подарком, который вы видите.

 Ирина Вениаминовна показывает на рисунок – это автопортрет художника. Небольшого формата, написанный карандашом. Казалось бы, в музее есть работы гораздо масштабнее, но в этом –  рука большого мастера, кусочек его уникальной автобиографической серии.

Полтора года назад, в июле 2015 года, Назиба Фидаилевна впервые оказалась на пороге знаменитой московской галереи «Нико» с единственной целью: узнать тот ли это Никогосян, скульптор, работавший над созданием известного городского памятника.

Но на самом деле, история появления рисунка Николая Багратовича Никогосяна в октябрьском музее началась еще раньше. Долгие годы руководитель клуба «Колокол» вместе со своими ученицами работала над исследованием «белых пятен» в истории города Октябрьского, в частности над изучением городских памятников. Писали в архивные отделы и музеи по всей стране, выезжали в другие города и районы. Каково же было удивление октябрьских историков, когда они обнаружили, что создатель памятника Ленину, который установлен на одноименной площади, не только жив, но и продолжает активную творческую деятельность! Но, к сожалению, в разных источниках его фамилия была написана по-разному. Для дальнейшего выяснения информации Назиба Фидаилевна приехала в Москву, в дом-галерею художника. Буквально за полдня она оформила 40 постеров с изображениями нашего города, чтобы подробнее о нем рассказать.

– Он был очень взволнован и тихо спросил: «А памятник… стоит?», – рассказывает Назиба Ильясова, –  Ему казалось, что во многих городах памятники демонтируют, где-то даже взрывают. Меня этот вопрос просто удивил. «Как стоит? Он украшает наш город!». Он стоит на площади имени Ленина, проспекте имени Ленина, и это самый красивый и высокий памятник в городе! Он очень обрадовался: «Ваш приезд меня так взволновал. Вы в моем сердце. Теперь я знаю – в Башкортостане, городе Октябрьском есть моя родственница». В новогодние праздники я уже дважды побывала в мастерской Николая Багратовича, потому что когда-то он обещал подарить свою работу. Его жена заметила, что это небывалый случай, когда из галереи уходит картина. Почему Октябрьский был удостоен такой чести – для нас еще долго будет загадкой.

z_dfe78f55.jpg

…17 октября 1961 года, в год 15-летия города Октябрьского, тысячи горожан собрались на площади имени Ленина. Здесь в торжественной обстановке состоялось открытие памятника вождю мирового пролетариата. «…Медленно падает белое полотно и взорам собравшихся открывается монолитная скульптура Владимира Ильича. Она высится на постаменте, сделанном из черного гранита. Скульптура отлита из бронзы. Она запечатлела Владимира Ильича во время произнесения речи, правая рука его простерта вперед. Высота скульптуры 4,6 метра, постамента – 5,4 метра. Авторы проекта памятника скульптор Н.Б. Никогосян и архитектор С.И. Кучанов. Памятник венчает площадь со стороны проспекта Сталина» (из архивов городской печати). В прошлом году, в год 70-летия города Октябрьского, памятнику исполнилось 55 лет.

Николай Багратович родился через год после Октябрьской революции, в 1918 году, в небольшом армянском селе Шаграр. В юности он увлекался театром и балетом, что впоследствии отразится на тематике многих его работ – он любил писать балетных артистов, а за скульптуру «Майя Плисецкая» он даже был удостоен Серебряной медали ВДНХ СССР. Но чтобы перечислить все его регалии и награды, нужен не один лист бумаги. Достаточно отметить, что 22 его работы хранятся в Третьяковской галерее. Он автор одних из самых известных памятников и мемориальных досок Горькому, Мейерхольду, Высоцкому. Работал над скульптурным оформлением знаменитых высоток в Варшаве и Москве.

Последние 10-12 лет он в основном рисует, ведь работа скульптора – это не только большой творческий, но и физический труд. Когда нет рядом модели, он просто садится перед зеркалом и пишет свой портрет. Каждый день – по одному, ведь он считает, что как спортсмену необходимо постоянно тренироваться, так и художнику – не расставаться с кистью или карандашом. В то же время это колоссальная самодисциплина, возможно во многом позволяющая в его 98 лет быть не только в ясном уме, но и продолжать принимать участие в выставках. Один из этих рисунков хранится сегодня в октябрьском музее.  

– На рисунке стоит дата – 31 июля 2004 года. Здесь запечатлен мастер, когда ему было 86 лет, – говорит Назиба Фидаилевна, – И таких картин более 1500. Это дневник его жизни, который он писал на протяжении 12 лет. И получается, что в этом дневнике нет одной страницы. Какая ответственность ложится на город Октябрьский. Эту страницу из биографии мастера нам доверено сохранить, передавать из поколения и помнить кто же автор памятника, который у нас появился к 15-летию города.

Но на этом исследовательская работа октябрьских историков не завершается. По словам Светланы Мухаметяновой, которая участвовала в изучении судьбы городских памятников, благодаря занятиям в клубе «Колокол» она не только полюбила историю, но и планирует сдавать по этому предмету Единый государственный экзамен. И, конечно, в дальнейшем заниматься изучением истории Октябрьского, в которой еще много увлекательного и неизвестного.