Ваш ребенок идет в первый класс

  • Вторник, 1 июля 2014 г.
Ваш ребенок идет в первый класс

О том, как настроиться на новый этап жизни детям и их родителям, – в интервью с психологом Людмилой Ладыженко.

Начала учебного года с волнением ждут не только ученики, но и родители. Особенно это касается тех, чей ребенок идет в 1 класс. 

Родителям нужно перестроиться к новому этапу в жизни собственного чада. Главная задача – вызвать интерес и любопытство к школе и к новому. С вопросами об адаптации ребенка к школе мы обратились к психологу Людмиле Ладыженко.

– От реакции родителей зависит отношение ребенка к учебе, к себе, как ученику. Что посоветуете родителям?

– Самый трудный момент, когда ребенок идет в школу, что до школы родители любили его просто так, «безоценочно», принимали таким, какой он есть. После того, как ребенок пошел в школу, на родителей накладывается дополнительный груз «быть не хуже других». Ребенок начинает думать, что мама и папа его любят только при условии хороших оценок, и у него наступает критический период: оказывается, его любят не просто так, а при соблюдении каких-то правил, – и это самое страшное.

Поэтому очень часто, когда ребенок идет в школу начинаются тики, энурезы, дети откатываются в более ранние этапы детства, где их не оценивали. Для этого родителям надо знать некоторые правила, которые помогут избежать такой ситуации.

Ладыженко.jpg– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих правилах.

– Правило первое – это «авансовое подхваливание». Важно напоминать ребенку, что его любят не за конкретные поступки, а просто так. Когда он еще ничего не сделал, сказать: «У тебя это быстро получается» или «Такой ты у нас умница».

Необходимо увеличить телесный контакт. Когда к ребенку этого возраста прикасаются, он понимает, что ему уделяют внимание, его любят. Словесного текста маловато. Лет в 10-11 детям уже не так много нужно будет телесного контакта, поэтому у родителей есть возможность еще некоторое время радоваться теплым и искренним прикосновениям и единением с ребенком.

– Школьник принес первую двойку. Как родителям следует реагировать?

– Ругать нужно не ребенка, а его поведение. Например, случилась двойка, именно это поведение следует отметить, и очень значимо, в какой форме это происходит.

Ребенку очень важно, чтобы от его плохих оценок родитель не разрушался эмоционально. Родитель должен устойчивым голосом сказать, что так бывает. Признать, что ошибки это нормально, что без ошибок мы не получим никакого опыта в жизни. А когда мама стоит с круглыми глазами, в панике, а у папы волосы дыбом, то ребенок понимает, что он им делает больно, что он «палач» своих любимых людей, и начинает в это верить, от этого хуже учиться.

Родителям лучше тренировать «Я-Сообщение», например, «Я испытываю такое-то чувство, когда у тебя, то...» и дальше инструктаж «Такие новости из школы не самые приятные, но давай подумаем, что можно сделать», то есть у ребенка появляется надежда, что его не вычеркивают из списка приличных детей, и него появляется мотив это исправлять.

Если на ребенка навешивают ярлычок «не ожидали от тебя», «как же ты мог», то ребенок верит родителям, у него в этом возрасте еще не сформирована психологическая защита, он не может отфильтровать юмор и сарказм. Взрослый думает, когда он дисциплинирует ребенка про уроки, что он ему желает добра, а ребенок понимает это напрямую: родитель огорчен, я – автор этого огорчения, значит я плохой.

– Что нужно сделать, чтобы ребенок пошел в школу с удовольствием?

– Заранее создать внутренний мотив к обучению «мне вкусно обучаться в школе». У ребенка уже есть внешние мотивы: «спать не надо в школе», «молоко с пенкой не дают», «ранец красивый», которые пропадают на первой же неделе обучения.

Хорошо, чтобы родители на себе демонстрировали любовь к обучению, так называемую «интеллектуальную радость», ребенок начнет это копировать. К примеру, в выходной день вместе разгадывать кроссворд на даче, рассказывать друг другу интересные факты. Естественно, нужно сходить в школу, посмотреть, как она устроена, чтобы ребенок не боялся нового места, новых людей.

Во всех религиозных книгах очень много золотых фраз про учебу. В Коране есть такая фраза «истинный правоверный с умом распоряжается тем, что дал ему Всевышний, и любит этому учиться». Нужно донести до ребенка, что быть любознательным, учиться новому – это так интересно. Наша психика любит новизну, если человек осуществляет в жизни какую-то повторяемость: одни и те же рецепты, те же люди, те же места, где он бывает, то психика подкашивается, поэтому родителям тоже нужно понимать, что учеба – это не просто напряжение, но еще и зарядка внутренней батарейки.

Инструкция для родителей дошкольников и детей младших классов: хочешь чему-то научить – поиграй в это с ребенком. Научить быть вежливым? Поиграй в вежливость. Быть отличником? Поиграй в школу, где он будет в роли учителя. В игре ребенок очень хорошо усваивает.

У ребенка мозговые структуры не окрепшие, поэтому более действенны не нотации. Самодисциплина, за которую отвечают лобные доли, окончательно формируется только к шестнадцати годам, в 6-7 лет еще не все «проводочки» отстроены. Ребенок не может сам себя дисциплинировать, мотивировать, например, сесть за стол и начать делать прописи. Это все обязанности родителей. Вы должны понимать возрастные особенности, что у шести-семилетнего ребенка устойчивое внимание, устойчивое поведение, устойчивая концентрация продолжается максимум 15 минут. Порисовал 10 минут – немного побегал, позанимался 15 минут – пошел чай пить. У обездвиженного ребенка появляется «телесный шок», когда он замер, ручки сложены, а внутри такое безумное напряжение, что интеллекту места не остается.

– Нужно ли водить ребенка на подготовку перед школой?

– «Малышкина школа» – обязательный этап. Это не просто процедура обучения чтению и письму, в первую очередь, она формирует заинтересованность узнать новое. Тем более, там небольшие группы, ребенок быстрее осваивается.

Рекомендую всем родителям за год начать исследовательские работы по выбору будущего преподавателя. Можно опросить своих знакомых, где учились их дети, понравился ли им учитель. Желательно познакомиться с учителем заранее. Очень важно, чтобы учитель совпал по темпераменту с вашим ребенком. Бывает хороший учитель, но стиль общения не совпадает с тем стилем, который принят в вашей семье. За первые три года обучения можно либо отбить охоту учиться, либо увеличить.

– В школах встречаются неуспевающие дети, у которых трудности в обучении обусловлены временной задержкой психического развития. Ребенок не успевает за сверстниками: отстает интеллектуально или физически. Как в таком случае учитель должен помочь ребенку влиться в группу детей? Является ли выходом из ситуации перевод ребенка на домашнее обучение?

– Домашнее обучение выручает во многих случаях. Учитывая, что случается много родовых патологий: сложный период беременности, роды, кислородное голодание и др., сегодня достаточное количество детей, испытывающих трудности, которые называются «минимальные мозговые дисфункции». Это сохранный интеллектуальный ребенок, у которого страдают сосуды головного мозга.

Первое, что рекомендую, даже если у вас ребенок родился вчера: вы должны знать, как он родился, спросить у врача в роддоме об особенностях младенца, чтобы подкрепить его в первые годы жизни. С 5-6 лет желательно отслеживать, как формируются сосуды у ребенка, которые питают мозг. Проходить обследование, делать снимок. Раз в полгода видна динамика, следует делать выводы, снизить ли нагрузку.

Второе – быть на плотной связи с неврологом. Не только тем, у кого были трудные роды. Неврологи проводят нейрологические пробы, психологи – специальные тесты на нейрофизиологические связи мозга. Если родители знают слабые стороны ребенка, у них будет возможность заранее продумать, какую помощь они могут ребенку оказать и предупредить возможные осложнения в учебе.

Мы, психологи, тестируем на готовность к школе по Госстандарту России, в котором выдается 15 параметров интеллекта (переключение внимания, понятийное, речевое мышление, абстрактное мышление и др.), что, как минимум, готов ребенок идти в гимназию или в среднюю образовательную школу, проводим тест на минимальные реакции сосудов головного мозга, что особенно важно для гиперактивных детей, тихих или с трудностями в родах (обвитие пуповины, кесарево сечение, стремительные роды и так далее)*.

Профессиональный инструментарий помогает получить объективную картину, исследовать, что требует определенной коррекции, а какие вопросы уже развиты. У каждого ребенка своя картина мира, поэтому желательно, чтобы родители четко понимали ее масштаб. Конечно, родители сами могут определить общий уровень развития ребенка, его кругозор, объем памяти. Но только специалист может увидеть некоторые нюансы и дать рекомендации, как в том или ином случае следует поступать. И лучше сделать это раньше, чтобы не водить уже 10-11-летнего ребенка с огромными проблемами по специалистам.

– В некоторых случаях родители полностью перекладывают воспитание ребенка на школу и учителей. Если ребенок начинает проявлять чрезмерную активность или агрессию в школе, решать проблемы должен педагог?

– Учителям желательно отправлять сложных детей, со спецификой, к неврологу на обследование сосудов, к психологу – на обследование эмоциональной сферы, на готовность к школе, то есть разделять ответственность. Педагог не должен заниматься психологией, потому что у него другие цели и задачи, а родители всегда заинтересованы получить точные комментарии.

21 век – век узкой специализации. Никого не удивляет, что мы ходим зубы лечить к стоматологу, а сердце – к кардиологу. У педагога свой инструментарий обучения, а психологи занимаются исследованием реальной картины, что актуально сейчас во внутреннем мире. Не нужно ни в коем случае вызывать у педагога по этому поводу чувство вины, у каждого своя специализация. Не нужно требовать от педагогов универсальности, универсальных солдат нет, универсальных докторов тоже, есть замечательные узкие специалисты. Пользуйтесь цивилизацией, пользуйтесь достижениями современности.

– К современным детям предъявляют высокие требования, в некоторых учебных заведениях, например, необходимо проходить тестирование.

– Такие тесты фиксирует интеллектуально-познавательную сферу – понятливость, осведомленность, счет и концентрацию переключения внимания. Психологические тестирования определяют, насколько у ребенка взаимодействуют левое и правое полушарие. В общем, готов ли ребенок к школе.

Детей 5-6 лет я не рекомендую отдавать в школу, не надо лишать их детства, потому что для ребенка время тянется в 4 раза длиннее, чем у взрослого. Украденный месяц у ребенка – это четыре украденных месяца у взрослого. Каким бы умным ребенок ни был, нельзя обездвиживать и оценивать пяти- шестилетнего ребенка.

Если вы все же отправили ребенка этого возраста в школу, поговорите со своим педагогом: вашего ребенка нужно каждые 15 минут шевелить, пусть разрешает стирать с доски, раздавать тетрадки, принести журнал или просто походить между рядами. Обратите на это внимание, договоритесь с учителем, потому что обездвиживание ребенка обнуляет.

– На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

– Для ребенка важнее ритм, чем форма. Нужно поднимать его чуть раньше, приучать заниматься, вовремя ложиться спать. Главный критерий по подбору школьной формы – это материал, из которого она сшита, и удобство, а не дороговизна или эстетика. Никакой ребенок не помнит, в какой одежде он пошел в школу, больше он запоминает «вкусно или не вкусно кормили», «весело ли было», внешняя составляющая – это больше для взрослых.

– Людмила Ивановна, большое спасибо за интересное интервью. Надеюсь, родителям этот материал будет полезен, и они обязательно воспользуются вашими рекомендациями.

*Подобные тестирования Людмила Ладыженко, психолог с 20-летним стажем консультирования, проводит уже много лет. Записаться к ней или задать все интересующие вопросы можно по телефону: 8-927-086-22-58 или по e-mail: ladyzenko@mail.ru, – прим. ред.

Просмотров: 3800 (с 01.09.2014 10:10:46)