За мечтой – в «Дисней»

  • Редакция Октябрьского портала OKTLIFE.RU
  • Среда, 16 октября 2013 г.
За мечтой – в «Дисней»

О том, как мечта работать в мультипликации привела парня из Октябрьского в крупнейшую анимационную студию мира.

В прошлый раз, когда мы общались с Маратом Давлетшиным, порталу OKTLIFE.RU едва минул месяц. А сам Марат, выпускник гимназии №2 и коммунально-строительного техникума, уже успел поработать над известными российскими проектами «Белка и Стрелка», «Смешарики», «Аленушка и Ерема». О таких глобальных планах, как работа на студии «Уолт Дисней», разговор не заходил, но Марат поделился, что мечтает работать в команде с мегапрофессионалами. Через два с половиной года, когда Марат прилетел из США погостить домой, состоялось наше второе интервью.

– Марат, как проходит адаптация после Америки?

– Из-за большой разницы во времени первую неделю, ближе к обеду, меня начинало стабильно «ломать», очень хотелось спать. Постепенно режим смещался, теперь ложусь спать стабильно в три ночи. Ну и, конечно же, приходилось привыкать к российским реалиям жизни.

– Наверное, у каждого из нас есть набор стереотипов об Америке? У тебя было такое?

– Много приходилось слышать о том, какие американцы – индивидуалисты, что они думают только о деньгах… Но как только я приехал, этот стереотип порушился. Много встречал людей, которые мне помогали и выручали, не ожидая чего-то взамен.

– Как встретила Америка?

– Я прилетел в Питтсбург. Меня встретил друг моего родственника. Я очень ему благодарен, он помог мне с адаптацией, приютил у себя, рассказал, что к чему. Кстати, он тоже татарин.

– Везде свои люди.

– Да. Это был апрель 2011 года.
Моя цель была не Америка, в принципе, для меня неважно было, в какую страну ехать. Я стремился попасть в команду профессионалов, и если бы они находились в Африке, я бы пытался пробраться в Африку. Мне кажется, когда ты на что-то нацелен, возможности сами будут приходить. И тебе остается только хвататься за них. Ты просто настраиваешь свой мозг на определенную волну. У меня было множество планов: через Канаду, через Мексику на лодке… Шучу!
Я читал форумы и наткнулся случайно на человека, который рассказывал о лотерее грин-кард (вид на жительство в США, – прим. И. С.). Как раз подходило время, когда они проводят эту ежегодную лотерею. Я отправил заявку и продолжил заниматься своими делами, совсем забыл про это. Я никогда не играл в лотереи. В один прекрасный день звонит мама и говорит, что мне пришел желтый конверт. Так все пошло-поехало. Документы, посольство…

– Какими были эти два года в США?

– Наполненными открытиями, знакомствами с людьми совершенно другого мировоззрения.

По приезду я отправил свое портфолио на крупные студии, но получил отказ. Я решил продолжать учиться. В этот момент я узнал о новой школе, которая находится напротив студии «PIXAR» в пригороде Сан-Франциско. Преподаватели днем работали в «PIXAR», а вечером вели занятия в школе. Это мне показалось лучшим вариантом. Я собрал чемодан, отправился в Сан-Франциско и одновременно отправил свое резюме в местную небольшую студию, которая занималась компьютерными играми, в надежде на то, что если я найду какую-то работу, смогу хоть как-то держаться на плаву и оплачивать недешевое образование. И эта студия ответила мне. Мне предложили работу. Практически весь следующий год вечерами я учился у мастеров из «Пиксара», а днем работал на студии «Telltale Games».

– С какими сложностями пришлось столкнуться?

– Язык был поначалу проблемой. Разговорный американский сильно отличается от того, который преподают в школах. Я до сих пор не понимаю каких-то шуток или оборотов. Предупреждаю собеседников: если я молчу и не реагирую, значит, я их не понял.

– Как ты пришел в «Дисней»?

– Пока учился и работал, потихоньку набирал портфолио. Каждый год в Лос-Анджелесе проводится конференцию по анимации. Различные студии осматривают портфолио претендентов. Я поехал туда, показал свои работы аниматорам со студии Дисней, им понравилось. Через два дня мне позвонили и назначили интервью. Это было в декабре 2012.

– Что они тебе предложили?

– Поначалу они хотели устроить меня в «Talent Development Program». Некая программа повышения квалификации, которая проходит при студии. В итоге они решили сразу нанять меня в качестве ассистента-аниматора. Попал прямиком на проект «FROZEN», который здесь переводится как «Холодное сердце». На широкие экраны он выходит 12 декабря.

– В чем заключалась твоя работа?

– Мы занимались анимацией фоновых персонажей и различными поправками основных героев. И под конец проекта нам, ассистентам, удалось получить несколько сцен с главными персонажами.

– Удается свои идеи реализовать?

– Конечно, там есть свои ограничения, и ты не можешь навязчиво переиграть фонового персонажа, он должен быть малозаметным. Но мы иногда прикалывались с ребятами, которые работают на фоновых персонажах. Например, есть бальная сцена, где много гостей, они разговаривают. Среди толпы на переднем плане можно увидеть девушку, которая общается с одним из гостей и говорит фразу, которую никто не слышит, но ее можно прочитать по губам: «О, Марат!».

– Ты видел готовый продукт?

– Процентов на 70. Периодически на студии проводятся просмотры. Сейчас уже практически все готово. Вообще было очень интересно наблюдать, как преобразуется фильм. Как бесцветные расскадровки и лейауты (подготовительный материал для производства) превращаются в красочные сцены. Это был мой первый опыт такого масштаба.

– Опиши свою команду, рабочий день?

– Команда очень многонациональная, люди практически со всего мира. И это радует. Очень интересная динамика складывается.

У нас обычный рабочий день. Утром проверяешь почту, накладываешь воск на усы. Ведущие аниматоры просматривают твою работу, на какой стадии ты находишься. Ты показываешь свой розыгрыш сцены, они направляют тебя и дают рекомендации. Во время обеда кто-то идет в спортзал, кто-то общается с ребятами из других отделов. Лично я предпочитаю вздремнуть полчаса. У нас в офисе есть очень удобный диванчик. В конце дня режиссеры отсматривают вместе с аниматорами их работы, так же дают направление, принимают материал. После работы можно посидеть в баре, который расположен в спрятанной комнате.

– Как выглядит студия?

– Там очень весело, разрешают разукрашивать офис под свой вкус. Есть свое кафе на студии, где можно пообщаться. Бар с хлопьями на завтрак, спортзал, есть свой кинотеатр, где периодически показывают различные фильмы.

– Ты был в Диснейленде?

– Да, у нас есть туда пропуск, ты можешь кататься хоть каждый день, кроме определенных (праздничных, например).

– Вопрос от читательницы: Как повлияло то, что Джон Лассетер (обладатель премии «Оскар», режиссер) перешел из студии «Пиксар» в «Дисней» и стал главным творческим советником?

– Он скорее начал работать на два фронта – в «Пиксаре» и на «Диснее». Я пришел после всех этих изменений. Но слышал, что до его прихода студия была в упадке. Он принес некое оживление, часть культуры из «Пиксара». Сейчас студия приобретает свою собственную индивидуальность. Это отличное место для творчества, если у тебя есть идеи, и руководству они понравятся, могут дать зеленый свет твоим идеям. И вообще, мне кажется, то, что студией начинают управлять художники – очень позитивно влияет на атмосферу.

– Каким будет следующий проект?

– Следующий проект называется «Big Hero 6», основанный на малоизвестном комиксе компании «Marvel». Это история о Хиро Хамада, подростке-гении робототехники в высокотехнологичном городе Сан Франсокио (смесь Токио и Сан-Франциско) и его лучшем друге – роботе по имени Baymax.

– Какую цель ты сейчас перед собой ставишь?

– Когда достигается глобальная цель, появляется чувство растерянности. В какой-то момент было тяжело. Думаю, надо продолжать развиваться, реализовывать свои идеи.

– Чего российского тебе там не хватает?

– Тукмач (суп-лапша, национальное татарское блюдо, – прим. И. С.). Там очень широко представлены кухни разных стран. Я даже отыскал суп, который приблизительно похож на него, закрываю глаза и представляю, что это настоящий тукмач.

– В чем принципиальные отличия между российской и американской мультипликацией?

– Там люди пытаются зарабатывать деньги. Все представлено как шоу и развлечения. У нас, наверное, художники больше думают о высоком, стараются снимать серьезные фильмы. Американцы пытаются найти способ сделать материал доступнее, поэтому, наверное, их фильмы и мультфильмы легче для восприятия. Я думаю, этой простоте стоит поучиться. Можно рассказать идею и донести это легко, чтобы человек не ломал голову. Надо понимать, какая твоя цель и совмещать эти две вещи: доносить свои идеи и зарабатывать деньги.

– Что ты хотел бы пожелать тем, кто мечтает рисовать мультфильмы?

– Если тебе что-то нравится делать, надо делать и не сдаваться. Банально, но это так. Постоянно приходится видеть, как люди сдаются. Трудности будут всегда, а если ты не можешь их терпеть, значит, это не твое. Когда ты нацелен на что-то, возможности будут идти к тебе.

На фото: Отдел анимации, который работал над мультфильмом «FROZEN». Ребята решили до окончания проекта отращивать усы.