«Живые» куклы Анны Кунавиной

  • Редакция Октябрьского портала OKTLIFE.RU
  • Четверг, 26 января 2012 г.
«Живые» куклы Анны Кунавиной

Как простые девчачьи радости перерастают в искусство.

Аня говорит, что в куклы почти не играла. В детстве любила возиться с «веселыми человечками» – была такая игра у еще советских детей.

Первое знакомство с кукольным искусством произошло совершенно случайно: в интернет-магазине небезызвестного российского дизайнера Артемия Лебедева она наткнулась на серию кукол «Муклы». Это авторские куклы ручной работы с оригинальной внешностью, может быть, не все считают их красивыми, но они почти как живые…

Оказалось, что изготовлением кукол из фарфора, глины, пластика увлечены многие – в интернете существуют сообщества кукольников, где авторы показывают свои работы. В крупных городах проводятся «кукольные вечеринки», стилизованные под ту или иную тему, специализированные выставки. Аня почитала про изготовление кукол и…на время забыла об этом искусстве.

Пока в Санкт-Петербурге случайно не забрела в магазин авторских кукол, где помимо разномастных красавиц продавались компоненты для профессионального ваяния кукол.

Пластик, купленный в магазине, и спустя два года лежит непочатый, но за это время Анна Кунавина создала с нуля трех шарнирных кукол.

– Пластик я решила поберечь, поэтому начала лепить из пластилина. Рисовала и лепила эскизы, делала гипсовые формы для отливки деталей. 

1.jpg

Чтобы было добиться максимального сходства с живым человеком, кинулась изучать книги по анатомии, скульптуре, пособия для художников. Пришлось много изучать пропорции – и это было для меня открытием!

x_0310e4f9.jpg

Детали, прорези и форму шарниров нужно тщательно просчитывать, чтобы все взаимодействовало, двигалось, и кукла принимала аккуратные и естественные позы.

12.jpg

Аня утверждает, что ничем подобным раньше не занималась – была художественная школа, но довольно давно. Возможно, отчасти способности раскрылись благодаря образованию: Аня – инженер. Кто, как не инженер способен рассчитать двойной шарнир в колене?

– Аня, как происходит окраска кукол?

– Опишу один из методов. Берется автомобильная грунтовка, надевается респиратор, детали нанизываются на палочки. Идешь в гараж. Когда все подсохнет, нужно аккуратно зашкурить поверхность и покрыть автокраской с матовым лаком (спасибо друзьям из автомастерской – выручают!). После лака – подтонировать ложбинки, нанести макияж на глаза, губы.

Помогал мне муж, вместе пробовали разные виды глины, заливали детальки и собирали их. Чтобы их собрать и стянуть, нужны сила и уверенные руки. Сам он занимается авиамоделизмом – создает мини-самолеты с двигателями.

– А тебе нужно было чем-то заняться, пока муж занимается самолетами?

– Нет, до этого я активно занималась вышивкой.

Комната, в которой Аня с мужем создают кукол и самолеты, представляет собой настоящую мастерскую: всюду стеки, инструменты, краски, клей, детали, лампы. Аня говорит о мастерской: «Это наша вотчина!».

– Изготовление кукол тренирует множество навыков, – продолжает рассказывать Аня, – шитья, вязания, фотографирования, дизайна и даже экономии – многие люди занимаются куклами, потому что не могут позволить купить себе готовую авторскую куклу за тысячу и более долларов.

Я начала заниматься ради фотосессий. Такие куклы жутко любят фотографироваться. Если удается поймать блики в глазах, создать хороший фон, продумать образ до мельчайших деталей, – кукла получается как живая.

А кто-то увлекается куклами с целью создания коллекций одежды. Я заразила знакомую «кукломанией»: вместе мы сшили пиджак, платье и пальто для моей куклы. Сейчас она ждет свою «модель».

Одежда – это отдельная тема. Она должна быть как для настоящих людей, только в десятки раз меньше. Щепетильно нужно подходить к выбору тканей: блестящие, синтетические материалы не передают масштаб, крупная вязка смотрится слишком грубо. Я вяжу куклам беретки, делаю туфли и сапожки, шью сумочки.

7.jpg

10.jpg

y_4b25af46.jpg

Волосы тоже делаю сама: распускаю шиньончики, заказываю шерсть или беру у старых кукол-пупсов. В создании париков есть различные технологии. Эта афроприческа создавалась прядь за прядью – локоны я закручивала между двумя зубочистками и опускала в кипяток.

y_49cd39cb.jpg

Отдельно создаются глазки: их я делаю из бусин, цветных распечаток настоящих зрачков. Для мелких глаз использую бисер. Затем сверху все покрываю эпоксидной смолой.

x_f3b13102.jpg

Детали потрясают воображение. Кукольные мастера доводят свою работу до такого совершенства, что кажется, что перед тобой маленькая живая девушка…

– Аня, ты даешь имена куклам?

– Не всем. Одна у меня – Яблонька, я ее создавала хрупкой тростиночкой. 

y_e4a18d48.jpg

Другая – Аннет, которая отдыхает на пляже.

IMG_6720.JPG

– Ты довольна своими работами?

– Нет предела совершенству, автор редко бывает доволен своей работой. Психологический аспект очень важен в этом деле: себя настроить, что ты сможешь… Потому что работа тонкая, кропотливая, сдаться легко.

Сейчас, скорее всего, начну лепить мужчину. Надеюсь, будет похож на мужа – мне нравятся его черты, я могу с него лепить, замерять пропорции.

Мы усаживаем Яблоньку в кресло-качалку. Это не та стандартная Барби, с которой многие девочки играют в детстве. Она может усесться, свернуться калачиком или принять любую другую позу совершенно естественно. У нее, как у человека, есть индивидуальность, свой образ и настроение, ее «оживляют» руки мастера. И, наверное, в этот момент куклы – девчачья радость – превращаются в искусство.

На фото: авторские куклы Анны Кунавиной и купленные у мастеров из других городов. 
Фото – Анна Кунавина.