«Живые» куклы Анны Кунавиной
- Редакция Октябрьского портала OKTLIFE.RU
- Четверг, 26 января 2012 г.

Как простые девчачьи радости перерастают в искусство.
Аня говорит, что в куклы почти не играла. В детстве любила возиться с «веселыми человечками» – была такая игра у еще советских детей.
Первое знакомство с кукольным искусством произошло совершенно случайно: в интернет-магазине небезызвестного российского дизайнера Артемия Лебедева она наткнулась на серию кукол «Муклы». Это авторские куклы ручной работы с оригинальной внешностью, может быть, не все считают их красивыми, но они почти как живые…
Оказалось, что изготовлением кукол из фарфора, глины, пластика увлечены многие – в интернете существуют сообщества кукольников, где авторы показывают свои работы. В крупных городах проводятся «кукольные вечеринки», стилизованные под ту или иную тему, специализированные выставки. Аня почитала про изготовление кукол и…на время забыла об этом искусстве.
Пока в Санкт-Петербурге случайно не забрела в магазин авторских кукол, где помимо разномастных красавиц продавались компоненты для профессионального ваяния кукол.
Пластик, купленный в магазине, и спустя два года лежит непочатый, но за это время Анна Кунавина создала с нуля трех шарнирных кукол.
– Пластик я решила поберечь, поэтому начала лепить из пластилина. Рисовала и лепила эскизы, делала гипсовые формы для отливки деталей.
Чтобы было добиться максимального сходства с живым человеком, кинулась изучать книги по анатомии, скульптуре, пособия для художников. Пришлось много изучать пропорции – и это было для меня открытием!
Детали, прорези и форму шарниров нужно тщательно просчитывать, чтобы все взаимодействовало, двигалось, и кукла принимала аккуратные и естественные позы.
Аня утверждает, что ничем подобным раньше не занималась – была художественная школа, но довольно давно. Возможно, отчасти способности раскрылись благодаря образованию: Аня – инженер. Кто, как не инженер способен рассчитать двойной шарнир в колене?
– Аня, как происходит окраска кукол?
– Опишу один из методов. Берется автомобильная грунтовка, надевается респиратор, детали нанизываются на палочки. Идешь в гараж. Когда все подсохнет, нужно аккуратно зашкурить поверхность и покрыть автокраской с матовым лаком (спасибо друзьям из автомастерской – выручают!). После лака – подтонировать ложбинки, нанести макияж на глаза, губы.
Помогал мне муж, вместе пробовали разные виды глины, заливали детальки и собирали их. Чтобы их собрать и стянуть, нужны сила и уверенные руки. Сам он занимается авиамоделизмом – создает мини-самолеты с двигателями.
– А тебе нужно было чем-то заняться, пока муж занимается самолетами?
– Нет, до этого я активно занималась вышивкой.
Комната, в которой Аня с мужем создают кукол и самолеты, представляет собой настоящую мастерскую: всюду стеки, инструменты, краски, клей, детали, лампы. Аня говорит о мастерской: «Это наша вотчина!».
– Изготовление кукол тренирует множество навыков, – продолжает рассказывать Аня, – шитья, вязания, фотографирования, дизайна и даже экономии – многие люди занимаются куклами, потому что не могут позволить купить себе готовую авторскую куклу за тысячу и более долларов.
Я начала заниматься ради фотосессий. Такие куклы жутко любят фотографироваться. Если удается поймать блики в глазах, создать хороший фон, продумать образ до мельчайших деталей, – кукла получается как живая.
А кто-то увлекается куклами с целью создания коллекций одежды. Я заразила знакомую «кукломанией»: вместе мы сшили пиджак, платье и пальто для моей куклы. Сейчас она ждет свою «модель».
Одежда – это отдельная тема. Она должна быть как для настоящих людей, только в десятки раз меньше. Щепетильно нужно подходить к выбору тканей: блестящие, синтетические материалы не передают масштаб, крупная вязка смотрится слишком грубо. Я вяжу куклам беретки, делаю туфли и сапожки, шью сумочки.
Волосы тоже делаю сама: распускаю шиньончики, заказываю шерсть или беру у старых кукол-пупсов. В создании париков есть различные технологии. Эта афроприческа создавалась прядь за прядью – локоны я закручивала между двумя зубочистками и опускала в кипяток.
Отдельно создаются глазки: их я делаю из бусин, цветных распечаток настоящих зрачков. Для мелких глаз использую бисер. Затем сверху все покрываю эпоксидной смолой.
Детали потрясают воображение. Кукольные мастера доводят свою работу до такого совершенства, что кажется, что перед тобой маленькая живая девушка…
– Аня, ты даешь имена куклам?
– Не всем. Одна у меня – Яблонька, я ее создавала хрупкой тростиночкой.
Другая – Аннет, которая отдыхает на пляже.
– Ты довольна своими работами?
– Нет предела совершенству, автор редко бывает доволен своей работой. Психологический аспект очень важен в этом деле: себя настроить, что ты сможешь… Потому что работа тонкая, кропотливая, сдаться легко.
Сейчас, скорее всего, начну лепить мужчину. Надеюсь, будет похож на мужа – мне нравятся его черты, я могу с него лепить, замерять пропорции.
Мы усаживаем Яблоньку в кресло-качалку. Это не та стандартная Барби, с которой многие девочки играют в детстве. Она может усесться, свернуться калачиком или принять любую другую позу совершенно естественно. У нее, как у человека, есть индивидуальность, свой образ и настроение, ее «оживляют» руки мастера. И, наверное, в этот момент куклы – девчачья радость – превращаются в искусство.
Просмотров: 9950 (с 26.01.2012 13:36:48)