Гульнара Фаляхова: «Рисование учит любить и наблюдать»

  • Редакция Октябрьского портала OKTLIFE.RU
  • Среда, 13 октября 2021 г.
Гульнара Фаляхова: «Рисование учит любить и наблюдать»

Этим летом в казанском издательстве «Юлбасма» вышла книга сказок с иллюстрациями октябрьской художницы и преподавателя ДХШ Гульнары Равилевны Фаляховой. В интервью OKTLIFE.RU Гульнара рассказала, как создавалось красочное сопровождение сказочных сюжетов, и какую жизнь получила книга после издания.

В аннотации к сборнику сказок «Узем белдем, диген» («Сам догадался») имеется возрастная отметка +12, а при более близком знакомстве с книгой можно уверенно сказать, что она для всех возрастов.

Малыши будут с удовольствием рассматривать её и фантазировать над яркими крупными иллюстрациями. Ребята постарше – погружаться в мир приключений и волшебства и дополнять собственные представления о персонажах интерпретацией художника. А взрослые смогут на какое-то время забыть о повседневной суете, вернуться в детство с хорошей книгой добрых сказок.

По словам Гульнары, предложение о сотрудничестве от издательства «Юлбасма» (г. Казань) поступило в ноябре прошлого года, а сама работа началась в период жестких ковидных ограничений. Художница общалась с руководством издательства с помощью платформы «ZOOM».

– Мне сразу сказали, что они не хотят ограничивать мою свободу, и будет интереснее, если я предложу свою интерпретацию сказок, – говорит Гульнара, – Но обещали помогать, если возникнут трудности, все же это была первая работа с издательством. Над иллюстрациями я работала полгода, всего нужно было проиллюстрировать девять сказок на разные сюжеты – поучительные, героические, бытовые. А все они объединены той идеей, что в современном мире встречаются те же характеры, что у персонажей – поэтому в конце книги я нарисовала их всех в современном обличии.

– Сказки ты читала на татарском?

– Да, но иногда сверялась с переводом, чтобы учесть определённые нюансы литературного татарского языка.

– Как получилось создать настолько разные иллюстрации, и ни одна из них не повторяется по композиции и характеру?

– В каждую сказку старалась привнести свое видение, где-то в иллюстрациях содержатся подсказки на то, чем закончится история. Во время правок я для себя много нюансов иллюстрации узнала. Как, например, желательно, чтобы персонажи не смотрели в одну сторону, и на следующей странице действие должно продолжаться. Рисунки получились разными, потому что все сказки разные. Как мы учим в художественной школе, что даже настроение имеет свою цветовую гамму.

– Расскажи, как проходила презентация книги?

– Презентация проходила в Национальной библиотеке Республики Татарстан в городе Казани. На нее пришли подписчики моей творческой странички в Инстаграме. Сама не ожидала, что люди так внимательно следят за творчеством, это общение было теплым и заряжающим. Люди принесли книги на подпись, а я каждому на память в ней что-то нарисовала.

Сейчас книга «Узем белдем, диген» прошла на выставку Международного Фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы «МОРС», которая состоится в Москве. Каждый раз на выставке отдельное внимание уделяется регионам России – в этом году будут представлены Бурятия и Татарстан.

– Расскажи, чем еще запомнилось лето, и как начался для тебя учебный год?

– Летом проходил фестиваль «Бабай Утары» на базе Музейно-этонографического комплекса в Туймазинском районе. В тандеме с резчиком по дереву Валерием Ивановым мы создали деревянную фигуру «Хан кызы», скульптура была отмечена Призом зрительских симпатий. Очень радует, что мероприятие получило большой отклик, приехало много молодых мастеров.

Сейчас сентябрь – самый ответственный период в Детской художественной школе. Работа с первоклассниками, с документами. Сразу полное погружение в учебный процесс.

– Как ты думаешь, почему для ребенка важно творческое образование?

– Развитие творческого мышления важно. Чтобы зарисовать композицию, нужно изучить историю, почитать литературу. Рисование учит наблюдать, погружает в состояние «здесь и сейчас». Оно учит любить, потому что если с любовью не смотришь на окружающий мир, не получится передать увиденное.

– Как воспитывается творческая «насмотренность»?

– Сначала сами показываем иллюстрации и учим детей, что знания не берутся из ниоткуда, насмотренность красивыми иллюстрациями вдохновляет. Можно выдумать свое или интерпретировать.

Сама пытаюсь представить, каким было прошлое. Часто его преподносят в негативном свете, что оно было суровым. Мне кажется, были времена, когда была некая гармония, свобода – как если представить жизнь кочевников, что они каждый год меняли себе место, выбирали красивые пейзажи. Важно нашим детям передать уважение к прошлому, чтобы брать опору из тех времен. Если дети будут представлять, что у предков была мудрость и доброта, они возьмут это в будущее.

– Назови три книги, три фильма и три города, значимые для тебя.

– Я почему-то люблю Агату Кристи, она меня успокаивает. Особенно серия про Пуаро. «Дневник писателя» Достоевского когда-то меня сильно впечатлил. Льюис Кэролл вдохновил тем, что сам создавал иллюстрации к своим книгам.
Фильмы больше смотрю сейчас фоном. То, что смотришь в юности, тебя формирует во многом. Но со временем стараешься избегать негатива, сейчас не хочется чего-то тяжелого, мрачного.

Города или места: Стамбул – там осталось ощущение времени, что там жили целые эпохи. Моя деревня Шуганка, Муслимовский район Татарстана, где прошло мое детство. Октябрьский, мой родной город. Очень много талантливых людей здесь живет, недавно на концерте ко Дню города нас назвали музыкальной столицей республики – и это неслучайно. Две музыкальные школы и музыкальное училище выпустили много знаменитых музыкантов и исполнителей. Надо ценить и гордиться своим городом.

– Когда мы увидим новые твои иллюстрации?

– Сейчас ведем обсуждения с несколькими издательствами, выбираю то, что мне ближе – это национальная тематика, сказочные мотивы.

– Как восполняешь потраченные силы?

– Само творчество – оно же и дает эти силы. Даже в преподавании: когда видишь, что детям интересно и как они погружены в рисование, уходишь домой с легким сердцем.

Просмотров: 1979 (с 21.09.2021 12:17:31)